26.10.2007 Интервью руководителя ФТС России Андрея Бельянинова "Российской газете" 25 октября 2007 годаТаможня у аппарата С кем главе Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову работать легко, а с кем - не очень Андрей Бельянинов возглавил Федеральную таможенную службу полтора года назад. Какие из намеченных им "в начале пути" вопросов удалось решить за это время, а что еще предстоит сделать? Об этом и многом другом корреспондент "РГ" беседует с руководителем ФТС России. Тысяча долларов не предел. Российская газета: Андрей Юрьевич, прежде всего поздравляем вас с профессиональным праздником - Днем таможенника Российской Федерации. И первый вопрос - полтора года назад, когда вы заняли пост руководителя Федеральной таможенной службы, помнится, говорили, что одна из главных задач – поднять престиж службы, повысить зарплату таможенника до тысячи долларов. Что удалось? Андрей Бельянинов: На самом деле полтора года только 12 ноября исполнится. Я считаю каждый день пребывания в этой должности. А каждый квартал и полгода, при подведении итогов, напоминаю себе высказывание древнего мудреца: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Главное, у нас есть ясность, что надо делать дальше. Правда, хотелось бы быстрее. Но российская бюрократия такова, что, например, решить вопрос об увеличении средней зарплаты таможенникам до уровня тысячи долларов в месяц удалось лишь совсем недавно. Только 25 сентября, с приходом нового премьер-министра подписано наконец постановление правительства, которое регламентирует выплату денежных средств сотрудникам ФТС и ФНС России, Росфинмониторинга. Это те службы, через которые реализуется экономическая политика государства. РГ: Бельянинов Думаю, что таможенники заслуживают большего. Это одна из ключевых для нашей экономики служба. И государева. РГ: Когда люди получат первую большую зарплату? Бельянинов Уже стали получать. С октября стали выплачивать те суммы, которые были зарезервированы на счетах казначейства с января этого года. За 12 месяцев мы всю прибавку выплатим. РГ: Но, говорят, увеличение зарплаты происходит за счет сокращения кадров. Бельянинов Хуже (шутка). Правительство увеличивает численность сотрудников таможни. И для этого есть все основания. Только появление особых экономических зон требует увеличения штатной численности на 3 тысячи человек. Всего сейчас на таможне трудится 69 тысяч человек. Добавлять штаты нам будут по мере того, как зоны начнут входить в строй. А кроме того, мы комплектуем сейчас экипажи новых инспекционно-досмотровых комплексов, расширяем службу таможенного постаудита. Здесь тоже нужны люди. РГ: Чтобы ликвидировать очереди и сократить время оформления грузов, еще год назад планировалось открыть на границе к 1 июля 2007 года "одно окно", из проверяющих оставить только пограничников и таможенников. Судя по всему, этот замысел провалился? Бельянинов Идея грамотная. Во-первых, я сам убедился, что 90-95 процентов проблем, которые возникают на границе, в том числе и с очередями, зависят не только от таможенников, но и от тех ведомств, которые также "стоят на границе". Во-вторых, то, что решение правительства не выполнено, это проблема российской бюрократии. Да, к 1 июля 2007 года на границе должны были остаться две службы. Но как сидели на границе все ведомства, так и сидят. Можно сказать, что в этом виновата таможня? Я с этим категорически не соглашусь, потому что в процедуре согласований было задействовано несколько министерств и ведомств. И все, казалось бы, согласовали. РГ: Так откроется все-таки или нет "одно окно" на границе?
Если нет, то Виктор Алексеевич Зубков просто снимет некоторых руководителей. Будет персональная ответственность за неисполнение. РГ: Может быть, поможет переломить ситуацию новое Федеральное агентство по обустройству государственной границы? Бельянинов К сожалению, вряд ли это произойдет быстро. Руководитель агентства должен набрать команду, разобраться в ситуации. Наверное, более полугода уйдет на становление новой структуры. А проблемы на границах сложились даже не вчера. И требуют решений уже сегодня. Как выкупить границу РГ: Треть из четырехсот пунктов пропуска отданы в частные руки. Их надо выкупать государству? Бельянинов То, что некоторые пункты пропуска принадлежат частным лицам, то здесь я не вижу особых проблем. В действительности стопроцентно частных переходов всего с десяток, и все расположены на Дальнем Востоке. РГ: Откуда тогда взялась цифра 6 миллиардов долларов, которую называли в минэкономразвития, для выкупа объектов таможенной инфраструктуры на границе? Бельянинов Начнем с того, что в прошлом году нам так и не дали на это денег. На самом деле за эту сумму можно было бы выкупить площади под таможенные пункты в аэропортах, в морских портах. Но нет еще многих законов, например, все еще "на выходе" закон о морских портах, где предусматриваются границы портов. Почему это важно? Возьмем город Ростов-на-Дону, там длина порта - шестнадцать километров. Могут появиться еще две-три частные компании, которые пристроятся к портовой стенке, и длина порта увеличится до 20 километров. И что, так и будем бежать за частником до устья Дона? Я, конечно, утрирую, но пока в реальности дело обстоит именно так. Где нам строить пост или выкупать для него место? Пока нет закона о портах, нам, таможенникам, там говорить, к сожалению, не с кем. В порту нет одного хозяина. Невозможно договориться с десятками владельцев причалов, портовых сооружений, стивидорных компаний. Так что выкуп - это важно, но не приоритетно. Общий порядок должен быть определен. И не случайно минтранс морскими портами сейчас всерьез озабочен. РГ: Как вам работалось с Михаилом Фрадковым и как складываются отношения с Виктором Зубковым? Бельянинов С премьерами всегда работать легко. С аппаратом трудно. Слишком большое количество согласований. Да и законы Паркинсона действуют, доказано жизнью. РГ: Спустя полтора года, как вы расцениваете решение перевести таможню из минэкономразвития в прямое подчинение правительства? Может, надо отыграть обратно? Бельянинов На мой взгляд, решение принято правильное. Это нам позволило прежде всего развязать кадровые узлы. У нас сотни сотрудников в "и.о." ходили, так как по регламенту без одобрения минэкономразвития нельзя было назначать на руководящие должности. А нет ничего хуже, чем неуверенность коллектива, когда руководитель с такой приставкой ходит. Мы сейчас можем выступать с законодательными инициативами, разрабатывать и вносить в правительство законопроекты. Это очень важно, потому что таможенное законодательство должно развиваться, отвечать требованиям сегодняшнего дня. Мы знаем ситуацию изнутри. С министерских позиций не всегда видно то, что видят практики. РГ: Каким образом ФТС намерена разгрузить 100-километровые "пробки" на автомобильных пунктах пропуска на северо-западном направлении возле Финляндии, Латвии, Литвы? Бельянинов Во-первых, 100-километровых пробок нет. Это был бы вообще коллапс. И даже те цифры, которые тоже звучат в прессе - 53 или 56 километров, - не совсем корректны. Читатели должны знать, что на протяжении всех этих километров машины не стоят "хвост в хвост". На этом отрезке сделаны площадки, на которых сосредоточены группы машин. Установлена очередность. Администрация и полиция сопредельных стран регулируют ситуацию, дозированно выпускают машины на трассу. Хотя, конечно, ситуация все равно удручающая. Например, на переходе Бурачки-Терехово скапливается по 1100-1200 машин. Мы делаем все необходимое для того, чтобы разрядить ситуацию, устанавливаем инспекционно-досмотровые комплексы, увеличиваем штатную численность сотрудников в этих пунктах пропуска, вводим упрощенную процедуру таможенного контроля. Например, через Светлогорск открыт "зеленый коридор" для автовозов. РГ: Сколько? Два-три года? Бельянинов Мне кажется, что Владимир Иванович Якунин за два года рассчитывает гораздо больше проблем решить, чем просто "под завязку" загрузить железную дорогу. РГ: Какая для таможни сейчас самая острая проблема? Бельянинов Проблема легальных поставок, которая во многом может быть решена предварительным электронным информированием - что, в каком количестве, когда, через какую границу повезут импортеры. И здесь важны взаимоотношения с нашими коллегами из других стран. Хочу сказать, что если бы не президент России, то мы бы к этой теме даже не подступились. На саммите ЕС в ноябре прошлого года Владимир Владимирович жестко поставил вопрос перед Евросоюзом о необходимости предварительного информирования. Хотя ему оппонировали, что должно быть коллективное мнение Евросоюза, только в таком случае отдельные страны могут вступить в переговоры с Россией. Тем не менее сейчас уже 10 европейских стран ведут с нами совместные пилотные проекты. Но теперь мы должны еще и говорить на одном языке. Я не имею в виду английский. У нас должны быть единые программные компьютерные продукты. А этот вопрос упирается, как правило, в лоббирование интересов национальных программистских компаний или производителей. По закону госслужбы РГ: Андрей Юрьевич, о какой проблеме мы вас еще не спросили, но она для вас очень важна? Бельянинов Дефицит квалифицированных сотрудников. РГ: Кстати, Виктор Зубков, будучи руководителем Росфинмониторинга, сам ходил по лучшим вузам и агитировал к себе на работу финансовыми разведчиками студентов. Бельянинов Он свою задачу решил. Наверное, мне тоже надо ходить по институтам. Хотя у нас есть своя академия. Но выпуск пока не удовлетворяет тех потребностей, которые есть. Мы даже запланировали открытие еще одного филиала, в Екатеринбурге. Но есть общая, характерная для всех проблема. К сожалению, по закону о госслужбе, который хорошо бы в этом плане изменить, мы не вправе брать выпускников институтов - до этого они должны два года где-то поработать. А нам нужны и товароведы, и металловеды, и международники. Но ведь после того как два года выпускник проработает где-нибудь в коммерческой структуре, у него пропадает желание идти на госслужбу. Так что мы были правы, когда полтора года назад начали с того, что поставили задачу - поднять престиж таможенной службы и повысить зарплату сотрудникам. И кое-что нам удалось сделать. Надеюсь, теперь решать кадровые, да и другие вопросы будет легче.
RSS каналы сайта ФТС РоссииСвободное Программное обеспечениеПо этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:
|
|