23.07.2007 Интервью начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Алексея Шашаева Интернет-изданию «CNews»Алексей Шашаев: Восстановление статуса ИТ–службы — задача вполне реальная Федеральная таможенная служба (ФТС) России является одной из самых технологически оснащенных в стране. О том, какие решения уже реализованы в таможенном ведомстве страны, а какие планируется внедрить в ближайшее время рассказал в интервью CNews Алексей Шашаев, начальник Главного управления информационных технологий ФТС России. CNews: Как вы в целом оцениваете достигнутый уровень оснащения ФТС России современными аппаратными и программными средствами, в том числе сотрудников персональными компьютерами, уровню поставленных перед ведомством задач? Алексей Шашаев: В количественном отношении уровень оснащения таможенных органов Российской Федерации средствами вычислительной техники, периферийным оборудованием и программным обеспечением составляет около 80% от общего количества, требуемого для качественного выполнения должностными лицами ФТС России своих служебных обязанностей. Однако около 50% имеющихся средств вычислительной техники на настоящий момент не отвечают современным требованиям. Средний срок службы компьютера по причине морального устаревания 3-4 года. Темпы обновления парка вычислительной техники в ФТС России пока отстают от развития качественных характеристик соответствующего оборудования, производимого отечественными и мировыми компаниями. CNews: Какие приоритетные задачи в области информатизации ФТС России были решены в прошедшем году? Какие тенденции определяли развитие информатизации ФТС России в 2006 году? Алексей Шашаев: Основным итогом решения приоритетных задач в 2006 году стал перевод Единой автоматизированной системы (ЕАИС) таможенных органов на работу в условиях использования новых версий программных средств и баз данных, предназначенных для работы с Единым административным документом (ЕАД). CNews: В начале 2007 года в рамках проведения работ по организации системы предварительного информирования о поставляемых товарах в ФТС России планировалось перейти к использованию Единого административного документа (ЕАД), который в настоящее время используют все таможни стран ЕС. Расскажите подробнее об этих работах. Чем была вызвана их необходимость? Какие результаты достигнуты к настоящему времени? Алексей Шашаев: Во исполнение «Плана работ по подготовке к присоединению Российской Федерации к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года и Конвенции об упрощении транзита 1987 года» ФТС России был разработан детальный план-график работ по организации разработки, модернизации и внедрения программных средств, обеспечивающих автоматизированную обработку данных при применении новой таможенной декларации с учетом структур электронных копий ЕАД. CNews: Для создания единой системы контроля и управления таможенными процессами необходима соответствующая телекоммуникационная инфраструктура. Какое количество пунктов пропуска подключено к информационной системе таможни по цифровым каналам на сегодняшний день? Какие мероприятия по совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры запланированы на 2007-2008 годы? Алексей Шашаев: В ФТС России создана Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть, которая представляет собой сложную систему взаимоувязанных между собой телекоммуникационных узлов таможенных органов, собственных и арендованных каналов связи, обеспечивающих информационный обмен (передача данных, открытая и закрытая телефонная и телеграфная связь, видеоконференцсвязь). Переход к использованию Единого административного документа значительно повысил требования к организации передачи данных. Это обуславливает широкое применение цифровых каналов связи. К началу 2007 года общее количество пунктов пропуска, использующих цифровые каналы связи, достигло 97%. CNews: Большое внимание уделяется интеграции ИТ-систем ФТС России с аналогичными решениями других ведомств, в частности Федеральной налоговой службы России. Однако при внедрении ЕГАИС в 2006 году возникли сложности с формированием справочников импортируемой алкогольной продукции. С чем были связаны эти сложности: с недостаточным уровнем интеграции информационных ресурсов двух ведомств либо с рассогласованностью действий при реализации этого проекта? Алексей Шашаев: Развитие ЕАИС таможенных органов выходит за рамки непосредственно ФТС России. Сейчас разрабатывается ряд проектов по созданию межведомственных систем, информационному взаимодействию с системами других федеральных органов исполнительной власти на основе соответствующей нормативной базы и в строго регламентируемых рамках. Так в настоящее время ФТС России осуществляет обмен информацией с ФНС России, Минэкономразвития, Росфинмониторингом, МВД России и другими ведомствами. CNews: В рамках государственной федеральной программы «Государственная граница» предусмотрено поставить 18 инспекционно-досмотровых комплексов, которые позволят серьезно сократить время прохождения границы, поскольку с помощью специальной рентгеновской техники можно будет увидеть содержимое контейнера без его разгрузки. Первый из них должен был быть введен в 2006 году на брянской таможне. Как вы можете прокомментировать первые результаты установки такого комплекса? Как продвигаются работы по установке других инспекционно-досмотровых комплексов? Когда все они будут введены в эксплуатацию? Алексей Шашаев: В целях оптимизации таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами используются технические средства таможенного контроля. Наиболее эффективными техническими средствами для контроля морских контейнеров, грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов и других крупногабаритных грузов на сегодняшний день являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). CNews: ФТС еще в 2005 году выступила с инициативой создания единой базы данных контролирующих органов - пограничной, санитарно-карантинной, таможенной миграционной, фитосанитарной и транспортной инспекции. Разработана ли на настоящий момент концепция такой базы данных? Каковы перспективы ее создания? Алексей Шашаев: 30 декабря 2006 года Федеральным законом Российской федерации № 266-ФЗ внесены важнейшие изменения в закон о Государственной границе Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска. В этих условиях весьма актуальными являются вопросы интеграции информационных ресурсов всех контролирующих органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. CNews: В новом таможенном кодексе есть специальная глава, определяющая порядок применения информационных систем в таможенном деле. В ней содержится ряд статей, которые говорят, что любой документ, который потребуется инспектору для проведения таможенного контроля или оформления, может быть любым лицом предоставлен в электронной форме. Предполагалось, что к концу 2006 года 66таможенных постов будут переведены в режим электронного декларирования. Осуществились ли эти планы? Каких результатов ФТС России планирует достичь в текущем 2007 году? Когда можно будет представлять документы в электронной форме на любом таможенном посту страны? Алексей Шашаев: Успешно проведенные в 2002 году работы по внедрению пилотного проекта системы электронного декларирования на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни положил начало внедрению электронного декларирования во всех таможенных органов и рассматривался как стратегический путь развития таможенного дела. Уже к 2005 году в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, было включено 86 таможенных органов. В настоящее время в данный перечень включен 161 таможенный орган. В электронной форме оформлено 61,9 тыс. деклараций. CNews: ФТС России обладает большой территориально-распределенной ИТ инфраструктурой. Достаточно ли существующего в настоящее время штата сотрудников для решения поставленных масштабных задач информатизации? Какой объем средств - по отношению ко всему бюджету ведомства - ежегодно расходует ФТС России на сопровождение и развитие аппаратно-программной инфраструктуры и информационных систем? Алексей Шашаев: К сожалению, последняя административная реформа привела к существенному сокращению численности информационно-технических служб и понижению их статуса. Соответственно, в настоящее время сил на освоение масштабных задач, стоящих перед информационно-техническими подразделениями ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен недостаточно. И если увеличение штатной численности — задача проблематичная, то восстановление статуса ИТ–службы — вполне реальная. В этом плане готовятся соответствующие предложения для руководства ФТС России. CNews: Тотальная информатизация ФТС России предъявляет высокие требования к уровню ИТ-подготовки персонала. Приняты ли в ФТС России квалификационные требования в отношении уровня подготовки сотрудников? Проводилась ли (как часто проводится) аттестация персонала на соответствие этим квалификационным требования? Каковы ее результаты? Алексей Шашаев: С учетом интенсивно развивающегося российского рынка информационных технологий специалисты данного профиля не только востребованы, но и высокооплачиваемы. Исходя из этого, требования к специалистам, приходящим в информационно-технические подразделения таможенных органов, основываются на требованиях к гражданским государственным служащим. CNews: Какие задачи по использованию современных информационных технологий в своей работе ставит ФТС России на 2007 г. и, в перспективе, на 2008 г? Алексей Шашаев: В соответствии с Концепцией развития таможенных органов до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р, перед ФТС России в области информатизации поставлены следующие основные задачи: • продолжение работ по оснащению таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля и средствами связи, в том числе стационарными ИДК для автомобильных, воздушных и морских пунктах пропуска и мобильными ИДК; CNews: Спасибо. RSS каналы сайта ФТС РоссииСвободное Программное обеспечениеПо этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:
|
|