17.03.2016 Интервью проректора по общим вопросам Российской таможенной академии Валерия Оплетина журналу «Таможня» № 5 март 2016 года «Информационные технологии на службе образования»На базе официального сайта Российской таможенной академии запущен образовательный портал. Об этом интересном событии, а также о работе административно-управленческих отделов, рассказывает проректор по общим вопросам Валерий ОПЛЕТИН. – Валерий Евгеньевич, вы курируете деятельность структурных подразделений академии, которые осуществляют информационно-технические, административно-управленческие и аналитические функции. Работа сотрудников на этих направлениях редко попадает в поле зрения СМИ. Но от этого она не становится менее значимой. – Действительно, сложно представить себе деятельность серьезной организации, в условиях полного отсутствия средств связи и коммуникаций, информационной, аналитической, юридической поддержки и документооборота. Такая структура просто нежизнеспособна. В РТА все эти направления реализуют соответствующие структурные подразделения. – Есть ли в РТА структура, отвечающая за IT направление? – IT направление обеспечивает Научно-технический центр информатики, систем связи и коммуникаций. В настоящее время, в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами, требуется высокая информационно-техническая оснащенность вузов. Это определяет основные задачи, стоящие перед научно-техническим центром. Центр успешно справляется с вызовами современности, поддерживая в рабочем состоянии и модернизируя те средства, которые у нас уже есть, и, внедряя новые. Поэтому Российская таможенная академия в программно-информационном и техническом отношении оснащена очень хорошо, возможно лучше, чем многие другие ВУЗы. Центр обеспечивает администрирование сетей, как ведомственных, так и общего универсального назначения, а также работу специальных и универсальных компьютерных классов. – Что уже удалось осуществить, а и что еще предстоит сделать? – Обратите внимание на наш сайт. С декабря 2015 года он работает на качественно новом уровне. Помимо привычных, на нем появились такие блоки, как «информационно-образовательная среда», «редакционно-издательский отдел», «библиотечно-информационный центр». Теперь это не просто сайт, а образовательный портал, куда можно зайти из любой точки, где есть подключение к Интернету (сетевое или Wi-Fi). Пока сюда может зайти любой. В дальнейшем же часть материалов портала не будет предназначена для общего пользования. Чтобы ею воспользоваться потребуется специальный допуск. Уже сейчас функционал портала позволяет проводить биеннале, вебинары, дистанционные зачетные мероприятия в режиме on-line. Он автоматически формирует портфолио студента и страницу преподавателя. Используя портал преподаватели могут одним кликом отправлять студентам сообщения с важной информацией, отсылать задания, осуществлять тестирование. Это уже экономит значительное время всех участников образовательного процесса от работника деканата до студента. В самое ближайшее время студенты смогут в любой момент посмотреть на портале свои результаты, расписание занятий и т.д. Таким образом, «информационная образовательная среда» – это важный шаг к автоматизации учебного процесса. В дальнейшем предполагается развернуть дополнительный модуль, позволяющий осуществлять контроль электронного документооборота и контроль исполнения административных решений. Будет запущен механизм кампусных карт, который позволит не только контролировать вход/выход студентов и преподавателей, но и получать быстрый доступ к ресурсам информационно-образовательной среды в Академии. Например – в электронный журнал для контроля успеваемости и посещаемости обучающихся. Первая группа методистов и документоведов уже прошла обучение для работы с порталом. В феврале планируется обучение еще около 200 человек преподавательского и научного состава. – Какими еще возможностями в техническом отношении обладает РТА? – Академия располагает не только обучающими комплексами и тренажерами, современными лингафонными и компьютерными классами, и оборудованными по последнему слову техники аудиториями, но и ситуационными центрами. Они позволяют вести подготовку специалистов в области управления таможенного дела с применением современных информационных технологий. Это прежде всего системы, обеспечивающие проведение видеоконференций и компьютерные комплексы моделирования функционирования таможенных структур различного назначения. На базе ситуационных центров регулярно проводятся всероссийские и международные научно-технические конференции. В Академии реализованы и доступны всему постоянному персоналу и лицам, проходящим обучение, все современные сетевые информационные технологии. Это и корпоративная электронная почта, и облачные технологии. Имеющиеся вычислительные системы и богатое программное обеспечение позволяют проводить сложные научно- исследовательские работы в различных областях науки и техники в интересах развития таможенного дела. – Все это подтверждает своевременность планов по созданию нового факультета. – Открытие факультета информационных технологий – это уже суровая необходимость. Сотрудники таможенных органов пользуются в работе внушительным количеством всевозможной спецтехники и программных продуктов. Всему этому нужно обучать студентов. С этой функцией мог бы справиться новый факультет. На начальном этапе для этой цели хватило бы двух кафедр. – В вашем ведении находятся и другие отделы. Какие задачи стоят перед отделом кадров? – Основные направления деятельности кадровой службы в настоящее время – это реализация «дорожной карты» по совершенствованию администрирования и стратегии развития в сфере кадрового менеджмента. Среди задач, стоящих перед кадровой службой, не последнее место занимает создание благоприятной рабочей обстановки, доброжелательного психологического климата в коллективе. Успешная адаптация (а значит, в будущем и высокая производительность труда) вновь принятых работников к новым условиям работы и коллективу, во многом зависит от качества работы на этом важном направлении кадровой службы. Одна из главных задач отдела кадров – это обеспечение академии качественными профессиональными кадрами и оптимизация их использования. Работа отдела кадров заключается в эффективном использовании кадрового ресурса для достижения стратегических целей, стоящих перед академией, а также целей отдельно взятых сотрудников. Однако, их исполнение должно строго соответствовать действующему гражданскому и трудовому законодательству, обеспечивая защиту от возможных трудовых споров и судебных исков. – Что представляет собой кадровая политика академии? – Кадровая политика Российской таможенной академии – это целостная долгосрочная стратегия управления персоналом академии и ее филиалов в направлении поддержания кадрового потенциала на уровне, необходимом для осуществления образовательной и научной деятельности в интересах ФТС России. Она проводится в соответствии с действующим законодательством РФ. Одно из требований к высшему учебному заведению – не менее 60 процентов состоящих в штате преподавателей должно иметь ученую степень. В РТА это количество равно 74 процентам. В Санкт-Петербургском филиале ученую степень имеет 84 процента профессорско-преподавательского состава, в Ростовском филиале – 73 процента и во Владивостокском – 73 процента. Таким образом показатель в Российской таможенной академии существенно превышает необходимый минимум. – Могут ли студенты по окончании обучения в академии стать ее преподавателями? – Разумеется, могут. Большое внимание в РТА уделяется сохранению традиций, обеспечению преемственности поколений в науке и образовании, формированию профессорско-преподавательского состава с ориентацией на сохранение и дальнейшее развитие научных школ. Так, выпускники, проявившие себя за годы учебы с наилучшей стороны, имеют возможность поступить в аспирантуру, а по окончании ее – защитить диссертацию, а в дальнейшем влиться в профессорско-преподавательский или научно-исследовательский состав академии. – Есть ли в штате академии иногородние преподаватели? – В РТА успешно работают несколько иногородних и иностранных преподавателей, в частности преподаватели из Сербии. У нас приветствуется привлечение преподавателей, имеющих стаж работы в таможенных органах. Их практический опыт трудно переоценить. – Успешному движению вперед способствует наличие плана, который учитывает и реалии, и перспективы развития. Что вы можете рассказать о структурах, осуществляющих планирование деятельности РТА? – Эту функцию у нас выполняет организационно-аналитический отдел. Он осуществляет решение задач по следующим направлениям деятельности: организационное и информационно-аналитическое обеспечение руководства и структурных подразделений академии; обеспечение координации и контроля выполнения структурными подразделениями Академии «Плана мероприятий ФТС России, направленных на повышение эффективности образования и науки» и «Программы развития Российской таможенной академии на 2014-2020годы»; подготовка аналитических материалов, календарных планов мероприятий на учебный год и каждый месяц, презентаций и демонстрационных материалов к докладам начальника академии; разработка документов и предложений по совершенствованию деятельности академии; участие в подготовке заседаний ректората и Ученого совета; составление ежеквартальных и годовых отчетов о деятельности академии. Отдел ежеквартально осуществляет оценку эффективности деятельности академии, анализируя выполнение всеми структурными подразделениями контрольных показателей. К компетенции организационно-аналитического отдела также относится мобилизационная подготовка, воинский учет и бронирование сотрудников, работников и студентов академии. – Какие функции выполняет юридический отдел? – Прежде всего, юридический отдел обеспечивает законность принимаемых решений по направлениям деятельности академии, осуществляет представление и защиту интересов РТА в судебных и иных государственных органах, ведет претензионную работу, рассматривает обращения физических и юридических лиц. Помимо указанных, «традиционных» функций юридический отдел нередко участвует в проведении занятий по повышению правовой грамотности и культуры работников и обучающихся в РТА. С 2015 года работники отдела проводят антикоррупционную экспертизу государственных контрактов для обеспечения открытости и прозрачности закупочных процедур, а также конкурентной среды между участниками закупок. – Какое структурное подразделение отвечает в академии за документационное обеспечение, в чем его основные функции и задачи? – В РТА создана Рабочая группа по документационному обеспечению. В соответствии с возложенными на нее задачами она осуществляет функции по обеспечению единого делопроизводства в Академии, а также разработке, внедрению новых технологических процессов работы с документами и информацией, способствующих повышению культуры работы с ними, сокращению сроков прохождения и исполнения документов, формирования архива. Принимаются меры по упорядочению состава документов, оптимизации документопотоков и документооборота в целом. Статистика по документообороту за 2015 год следующая: общее количество документов, поступивших из вышестоящих таможенных органов и иных организаций, составило 7700 единиц, количество исходящих писем – 7223, при этом приказов и распоряжений по Академии было издано 6400. – Как осуществляется взаимодействие рабочей группы по документационному обеспечению с остальными структурными подразделениями? – Работники группы принимают участие в постановке задач, проектировании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем, а также новейших информационных технологий, применяемых в Академии, осуществляют работу с документами на бумажных носителях и электронными сообщениями, электронными документами, электронными образами документов в системе электронного документооборота. Марина АКСЕНОВА RSS каналы сайта ФТС РоссииСвободное Программное обеспечениеПо этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:
|
|